Postscript или TrueType?
Это один из наиболее часто задаваемых начинающими типографами
вопросов.
Предыстория такова: на современных персональных компьютерах,
а именно с их помощью делается практически вся современная верстка, преобладают
два формата цифровых векторных шрифтов: Type 1 фирмы Adobe
(часто эти шрифты называются "PostScript шрифтами") и TrueType
фирмы Microsoft.
Зачастую на одной машине соседствуют не только шрифты в
обоих форматах, но даже одни и те же гарнитуры и в TrueType, и в Type1
представлении.
Кто же из них лучше? На мой взгляд,--Type 1.
Но "все зависит". Давайте же по порядку.
Adobe Type 1 Font Format
Этот формат был создан фирмой Adobe Systems Inc.
около 1985 года, а в 1990--публично раскрыт и документирован. Насколько
я, непрограммист, понимаю, этот формат полностью совместим с языком описания
страниц PostScript, выпущенным в том же 1985 году, и поддерживается
всеми PostScript устройствами.
В основе этого формата лежит т.н. "декларативный" метод
разметки. Это означает, что общие особенности построения символа описываются
отдельно от самого контура символа.
И Type 1 эффектно использует эту особенность: при
разработке шрифта дизайнеру даны такие мощные инструменты разметки, как
хинты, "голубые зоны" и разметка слабо изогнутых кривых. Эти инструменты
позволяют контролировать процесс растеризации символов и тем самым гарантируют
ее (растеризации) высокое качество при любой разрешающей способности выводного
устройства.
Для того, чтобы проиллюстрировать последнее заявление я
поподробнее остановлюсь на хинтах.
В чем состоит главная проблема при создании цифрового векторного
шрифта? В том, что на выводном устройстве (будь то фотонаборный аппарат,
принтер или монитор) этот векторный шрифт будет растеризован, т.е. преобразован
в набор точек. Условно это можно представить, как накладывание некоторого
контура на бумагу в клеточку и закрашивание тех клеточек, которые оказались
внутри (помните, что мы можем закрашивать клетки лишь целиком).
Все просто, когда контур достаточно большой (или клетка
достаточно мелкая). Но при выводе на устройства с небольшим разрешением
или при мелком кегле возникает ситуация, когда буква должна иметь в высоту
20, а то и меньше точек-клеточек. Что получится при растеризации? Примерно
то, что мы видим на рисунке 1.
В результате "механического" округления координат точек
толщины одинаковых штрихов в символе принимают разные значения, высота
символов сильно колеблется, нарушается симметричность и т.д.
Хинты представляют собой пары направляющих, дополнительно
определяющие положения и тощины основных штрихов/элементов символа. При
растеризации первым делом происходит расчет толщины и положения хинтов,
а потом, уже на эти рассчитанные величины накладывается контур. А самое
главное, размер и положение данного хинта остаются неизменными от символа
к символу. В нашем случае это может дать такой эффект:
Даже в рамках такого низкого разрешения нам удается сохранить
постоянную тошину основных штрихов и соблюсти одинаковый рост знаков.
На самом деле, это лишь примитивный пример, а механизм
хинтов имееть гораздо больше возможностей и случаев применения.
Теперь о TrueType
Этот формат был разработан фирмами Microsoft и Apple,
и прежде всего отличается от Type 1 своим "программируемым" методом
разметки. Насколько я понимаю, это означает, что описание каждого символа
состоит из набора команд программе-растеризатору, по принципу "пойди туда,
сделай то..."
Такой метод в теории делает возможной более точную и правильную
разметку. Но на практике он затрудняет процесс разработки настолько, что
непосредственно в TrueType шрифты вообще не разрабатываются, а те, что
стоят у вас на компьютере, наверняка получены как преобразование шрифтов
из других форматов. В результате, шрифты TrueType обычно сильно уступают
по качеству аналогичным шрифтам в PostScript формате.
Конечно, нельзя не отметить, что с точки зрения пользователя
использование TrueType несколько проще (например не требует установки
специальных программ), а сами шрифты более распространены и стоят дешевле
Type 1. Кроме того, "юзеру", конечным продуктом которого является
распечатанное на "лазернике" письмо, не требуется высокое качество растеризациии.
Но: если вы готовите материалы для полиграфии (и, следовательно,--фотонаборного
аппарата, работающего на PostScript) или рисуете графические элементы
для веб-страницы (и, следовательно, сталкиваетесь с критично низким разрешением
монитора) вы почуствуете разницу.
Вывод
TrueType шрифты лучше оставить для офисного использования,
на машине секретаря. В любом пре-пресс бюро на вас посмотрят косо, если
увидят такой шрифт в вашей публикации. Профессионалы выбирают Type 1.
И этоя вам говорю, как настоящий заводчик шарпеев.
|