Титульная страница
ISO 9000 ISO 14000
GMP Consulting
 

ЧИСЛОМ ПОМЕНЬШЕ — КАЧЕСТВОМ ПОЛУЧШЕ

Пить Аллах не велит
Не умеющим пить...

Омар Хайям

В Центральном
Доме журналиста
по инициативе
Госстандарта России
и Академии
проблем качества
состоялась
пресс-конференция,
посвященная конкурсу
«100 лучших водок
России»,
проводившемуся
в минувшем году
в рамках
Программы-конкурса
«100 лучших товаров
России»
.

С российскими и зарубежными журналистами, а также специалистами отрасли встретились: заместитель председателя Госстандарта России Н.С. Круглов, президент Академии проблем качества А.В. Гличев, исполнительный директор Научно-технической ассоциации «Спиртпром»
В.М. Кононенко, генеральный директор Ростест-Москва Б.С.
Мигачев, генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского центра народной медицины
Я.Г. Гальперин, начальник отдела Минторга России И.З. Аскеров
.

Н.С. Круглов. Хочу пояснить, с какой целью мы провели данный конкурс. В Советском Союзе существовала государственная монополия на производство и продажу водочной продукции. Ассортимент ее был невелик. Изменилась экономика страны, значительно расширился круг предпринимателей, занимающихся этим весьма прибыльным делом, однако резко снизилось качество водочных изделий. И вот страшные цифры. По данным Общероссийского общественного движения в защиту прав потребителей, за последние шесть лет от отравления некачественным алкоголем погибли более 300 тыс. человек (!), сотни тысяч ослепли и стали инвалидами.

Могли ли Госстандарт России — государственная структура, призванная в стандартах регламентировать требования безопасности здоровья россиян, и Академия проблем качества — общественная организация, ратующая за высокий стандарт жизни, оставаться в стороне от решения проблемы? Впрочем, были все-таки опасения по поводу того, стоит ли проводить конкурс этого продукта, не сочтут ли зачинателей смотра пропагандистами «вредной привычки». К тому же некоторые журналисты подвергли сомнению (может, умышленно исказили?) истинную цель проведения акции. Тем не менее, победил здравый смысл — конкурс состоялся. Ибо мы сумели убедить скептиков: подобные смотры полезны, поскольку способствуют упорядочиванию производства, повышению качества продукции, информированию поставщиков и потребителей о том, что есть что на рынке алкоголя. Немало дают конкурсы и самим производителям, позволяя им посмотреть на себя как бы со стороны, более точно оценить свои возможности перед выходом на российский, а тем более на зарубежный рынки.

А.В. Гличев. Помимо того, о чем уже сказано, есть к алкоголю и профессиональный интерес: водка — монопродукт, на котором можно хорошо отработать методику оценки качества практически любой другой продукции. Считаем, сделать это нам удалось. А потому в 2000 г. в рамках Программы-конкурса «100 лучших товаров России» будут фигурировать уже три группы продукции: продукты питания, промышленные товары для населения (изделия легкой промышленности) и продукция промышленного назначения. Другими словами, речь фактически пойдет о 300-х лучших товарах, по 100 в каждой группе.

Н.С. Круглов. Конкурс проводился в несколько этапов. В первом, региональном отборочном, участвовало свыше 350 наименований продукции. Особенность этапа состояла в том, что впервые в истории образцы для последующих испытаний непосредственно с линий розлива водок предприятий-конкурсантов отбирали не сами конкурсанты, как это обычно практикуется, а государственные инспектора — сотрудники местных ЦСМ (что подтверждалось специальным Актом отбора образцов с указанием фамилии инспектора и даты отбора), занимающиеся надзором за соблюдением стандартов. Они же обследовали стабильность производства, работу систем обеспечения и контроля качества изделий.

В свою очередь региональная конкурсная комиссия принимала решение о допуске продукции к соревнованию, если соблюдались следующие условия: имелись государственная лицензия на право производства водочной продукции, сертификат соответствия и положительное гигиеническое заключение на заявленный продукт, к предприятию не было замечаний со стороны налоговой инспекции и экспертно подтвержденных претензий к качеству продукции.

В результате по тем или иным причинам около 100 наименований водок не были допущены на федеральный тур смотра. Оставшиеся 239 образцов от 79 предприятий 47 регионов были тщательным образом опечатаны и закодированы. Именно в таком обезличенном виде, под номерами, они «входили» во второй этап — на экспертизу в Ростест-Москва. Здесь для большей чистоты эксперимента все образцы испытывались на одном и том же оборудовании, одними и теми же специалистами.

Б.С. Мигачев. Мало того, приемку и регистрацию поступавших образцов проводило специальное подразделение, никак не связанное с испытателями. Качество водки оценивалось по методике, разработанной учеными Академии проблем качества; результаты испытаний оформлялись тремя протоколами. Первый удостоверял органолептическую ценность образца (цвет, вкус, запах, аромат, прозрачность, отсутствие мути и осадка), надежность укупорки бутылок, наличие сопроводительной документации. Второй — итоги физико-химических испытаний и соответствие водки требованиям как государственных стандартов (в том числе на полноту имеющейся на этикетке и контрэтикетке информации для потребителей), так и санитарных норм и правил. Третий — результаты газохроматографических испытаний образцов (содержание токсичных микропримесей).

Что касается достоверности и объективности проведенных нами испытаний, то их достоверность обеспечили полностью компьютеризированные, поверенные и, что очень важно, аттестованные приборы самого последнего поколения, а объективность — закодированные образцы, не доступные исследователям для расшифровки.

Н.С. Круглов. Для того, чтобы добиться максимальной объективности в оценке качества водок, было решено не вводить сотрудников Ростест-Москва, участвовавших в экспертизе, в состав дегустационной комиссии — третий этап конкурса. Она была целиком сформирована из ведущих специалистов отраслевых НИИ, подведомственных Минсельхозпроду и Минторгу, ассоциации «Спиртпром» и специалистов-практиков. Комиссию возглавлял В.М. Кононенко.

Впервые в мировой практике крепкие алкогольные напитки испытывались по 21 параметру!

Б.С. Мигачев. О серьезности проделанной работы свидетельствуют такие, к примеру, цифры. Свыше 400 ч трудились на конкурс сотрудники физико-химической лаборатории Ростест-Москва, 320 ч заняли хроматографические испытания, 144 ч — дегустация, 80 ч — экспертиза сопроводительной документации. В итоге в распоряжение Координационного совета конкурса были направлены положительные заключения на 234 образца (пять наименований водок сняли «с дистанции» из-за их несоответствия стандартам и нарушения конкурсных условий).

Н.С. Круглов. Полученные данные были обработаны на компьютере в соответствии с методикой, разработанной Академией проблем качества, — по сумме баллов выведена общая оценка качества того или иного изделия. На основании обсчета были определены 230 дипломантов, из числа которых «сверстана» команда лучших водок России. И только после этого кодированные образцы расшифровали.

Смотр качества, а, значит, имидж своей продукции, поддержали многие выпускающие алкогольные напитки предприятия. Так что мы, организаторы конкурса, уверены: интерес к нему не угаснет и в дальнейшем. Скорее — наоборот.

В.М. Кононенко. Действительно, до
1985 г. в стране выпускалось до 30 наименований водок, и все они отвечали требованиям государственных стандартов. Сейчас — более 1500, о качестве большинства из них говорить не приходится. И то, что Госстандарт России взялся за проведение вот такой, независимой от производителя акции, похвально.

Дело в том, что многие так называемые предприниматели занимаются не водкой, как таковой, а спаиванием людей, используя некачественный, синтетический спирт, пригодный лишь для технических целей. Так что вредна не водка, а те, кто готовит суррогат напитка.

Что касается заводов, входящих в ассоциацию «Спиртпром», то они никогда не будут «гнать» фальсификат. Кстати, стараемся, чтобы члены объединения выпускали 15—20 наименований цветных, менее крепких водок — от 18 до 40% об. (Речь идет о бальзамах, ликерах, настойках, наливках. — Ю.К.) Надеюсь, что рано или поздно Госстандарт России заинтересуется и этой продукцией.

И.З. Аскеров. Прошедший конкурс — дань уважения потребителю. Отныне он может быть уверен в том, что отмеченная особым знаком водка, по крайней мере, не нанесет ему никакого вреда. Вместе с тем, смотр — подхлестывание российских флагманов водочной индустрии, таких как «Кристалл», Тульский и Калужский заводы, ибо «молодые» конкуренты пытаются выдавить их с рынка, а «старички» сопротивляются, совершенствуя технологию, повышая качество и расширяя ассортимент напитков, — и все это только на руку потребителям.

Полагаю, в случае проведения подобного конкурса в 2000 г., Минторг России присоединится к его организаторам.

Я.Г. Гальперин. Поскольку свыше 40 лет работаю наркологом, проблемы, связанные с алкоголем, знакомы мне не понаслышке. Известно, в основной своей массе россияне — прирожденные «трудоголики», а потому постоянно находятся в состоянии напряжения. И когда наступает так называемая хроническая усталость, человек невольно ищет некое средство, дабы снять стресс. Вот тут на помощь ему приходит алкоголь, ведь недаром в средние века водку называли «водой жизни». Конечно, пить следует весьма умеренно, в небольших дозах. Тогда «хлебное вино» — и это проверено жизнью и подтверждено современной медициной — только приветствуется. Не зря же большинство лекарств (настойки, микстуры, сборы, капли) готовятся на спирту.

Б.С. Мигачев. В тех случаях, когда образцы снимались с конкурса, мы узнавали, кто скрывается за тем или иным номером, и тотчас сообщали об этом подразделениям Госстандарта России, на территории которых отбиралась проба, для принятия соответствующих мер.

А.В. Гличев. Возможно, кое-кто из присутствующих в зале видел опубликованный в журнале» Стандарты и качество» (1999, № 11) перечень водок — лауреатов конкурса «100 лучших водок России». Конечно, их можно было расставить либо по результатам комплексного показателя качества, либо по результатам органолептической оценки образцов. Однако мы этого не сделали, дабы не повлиять на конъюнктуру рынка, не противопоставить одних отечественных товаропроизводителей другим. И оказались правы — нас поддержали руководители регионов.

Б.С. Мигачев. Каковы наши планы на будущее? Раскрою тайну: хотим сделать следующий шаг — представить в ряде западных стран российских производителей, в том числе тех, кто вырабатывает классную водочную продукцию, показать, какую водку можно безбоязненно пить и у кого ее брать.

Юрий КРАВЧЕНКО

В зале пресс-конференции

 

 

 
Rambler's Top100