Титульная страница
ISO 9000 ISO 14000
GMP Consulting
 

Качество и духовность

Качество и Духовность. Прикосновение к проблеме

Александр ГЛИЧЕВ

Президиум Академии проблем
качества в течение последних
трех-четырех лет
неоднократно обращался
к проблемам восприятия
человеком свойств продукции,
товаров и услуг, вопросам
этической ответственности
производителя
перед потребителем,
психологическим
и эмоциональным связям,
которые возникают в процессе
производства и потребления
товаров и услуг.
Стало ясно, что существует
тесная взаимосвязь
труда и его результатов,
потребностей
и их удовлетворения
с внутренним миром человека,
выявилось важное значение
этой взаимосвязи
для деятельности
по улучшению качества,
словом, сложилось убеждение
в существовании проблемы,
которую допустимо назвать
словосочетанием
«КАЧЕСТВО И ДУХОВНОСТЬ».

Президиум Академии
принял решение вынести
тему «Качество и духовность»
на обсуждение
научно-технической
общественности. Так родилась
идея конференции, которая
была подготовлена
и проведена в апреле 1999 г.

Интерес к конференции
превзошел все ожидания.
Продолжая обсуждение
актуальной проблематики,
предлагаем вниманию
читателей подборку статей
под рубрикой
«Качество и духовность».

Учитывая интерес
к проблематике
широкого круга читателей,
в соответствии
с договоренностями
о сотрудничестве
и в духе партнерства
подборка этих же статей
будет опубликована в журнале
«Качество: теория и практика»,
№ 2 за 2000 г.

Настоящая статья подготовлена на основании доклада, сделанного автором на конференции «Качество и духовность», и дополнена некоторыми идеями, которые родились у автора вследствие дальнейшей разработки проблемы.

Объединяя два таких поистине величественных понятия, как Качество и Духовность и вынося проблему их единства на научное обсуждение, мы понимаем сложность предпринимаемого шага. Было бы с нашей стороны легкомысленно и безответственно претендовать хотя бы даже на попытку разрешить основной вопрос философии о соотношении духа и материи. Мы люди — и не будем замахиваться на божественный акт творчества в высшем смысле этих слов. В то же время ученые и специалисты по качеству не должны уходить от разработки вопросов, которые доступны для научного осмысления и разрешения, в интересах более полного и глубокого удовлетворения человеческих потребностей, более совершенной и эффективной организации работы в рамках систем управления качеством.

КАЧЕСТВО ОБРАЗА ЖИЗНИ
и ДУХОВНОСТЬ

Много лет занимаясь профессионально деятельностью в области качества, начинаешь все острее ощущать и понимать, сколь велико духовное начало в создании качественного продукта и в его эффективном использовании. Можно наблюдать, как у людей, «одержимых качеством», созидательное творчество преобладает над утилитаризмом и прагматизмом. Эта тенденция в последнее время находит свое выражение во все более широком использовании идей и достижений технической эстетики, дизайна, эргономики, во все большей гуманизации систем управления качеством.

Вместе с тем, целеустремленному изучению и освоению единства природы духовности и качества, познанию объективных закономерностей и субъективных особенностей их взаимодействия в работах по управлению качеством уделяется пока незаслуженно мало внимания.

Проблематика духа для ученых и специалистов в области качества представляет огромный творческий и практический интерес со многих точек зрения, в том числе с позиции понимания этической и гуманистической составляющих свойств качества продукции. Не меньший интерес представляет этическая сторона деятельности и взаимодействия людей в рамках систем управления качеством.

Перед научно-технической общественностью возникает принципиально новая задача — приступить к активной разработке проблем качества продукции, товаров и услуг в контексте их единства с содержательной сущностью духовности.

Здесь открывается огромное поле теоретической и практической работы, требующей специальных усилий.

Разрабатывая проблемы качества и духовности, важно в числе других проблем очертить области и установить объекты, применительно к которым возможна и необходима, прежде всего, разработка рассматриваемых вопросов, т.е. определиться с исходной позицией. Думается, что для этих целей можно опереться на принятое в рамках Академии проблем качества понятие «качество образа жизни» и его составляющие. При таком подходе образ жизни видится как гармоническое, динамическое сочетание следующих элементов:

качество продукции, товаров, услуг и их улучшение;

природная среда — сохранение, рациональное использование и воспроизводство природной среды обитания;

здоровье граждан и повышение активного долголетия;

образование, культура и повышение их уровня.

Сочетание названных материальных элементов, осененных аурой духовности, и представляется нам качеством образа жизни. Представляется также, что это понятие отражает явление более высокого порядка по сравнению с широко принятым понятием «качество жизни», так как позволяет:

во-первых, в достаточно полной мере высвечивать духовную составляющую как отдельных элементов бытия людей, так и их совокупность;

во-вторых, четко определять направления усилий по обеспечению достойной жизни всем гражданам нашей страны.

Для практических целей важно будет проникнуть в сущность «механизма» взаимодействия качества и духовности. Духовность, выступая как общая аура, охватывающая все элементы образа жизни, позволяет видеть, что каждый элемент, в свою очередь, имеет свою, специфическую, характерную для него ауру духовности.

Такой взгляд открывает путь к пониманию того, что духовность образа жизни в целом — это структурированное сочетание отдельных материальных элементов и их отношение к душе и разуму человека, его популяций, социальных сообществ. Речь идет не о сумме, а о сложном, подвижном сочетании. Отдельные элементы образа жизни, окрашенные духовностью, соприкасаясь друг с другом, подвергаются диффузии и потому представляют собой что-то иное, более высокое, отличное от того, чем они были до соприкосновения.

О ПОНЯТИИ «ДУХОВНОСТЬ»

Чтобы лучше представлять себе природу духовности качества образа жизни, в том числе и применительно к качеству продукции, товаров и услуг, следует определиться с общим пониманием духовности, тем более что здесь много неясного, неоднозначного, в немалой степени и забытого. Объясняется такое положение чрезвычайной сложностью объекта и тем, что в последние десятилетия категория духовности практически не попадала в поле зрения исследователей, философов, общественности.

Для уяснения вопроса обратимся к Словарю русского языка, изданного в 1985 г. Там сказано: «Духовность — устар. означает: «Духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности».

Читатель, обратите внимание — ДУХОВНОСТЬ — устаревшее слово! И другое: духовность — это интеллектуальная природа человека, но она не сопрягается с его телесной сущностью, а ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТСЯ ей. Таким образом, духовность и телесная сущность человека не сочетаются друг с другом. Более того, они противопоставляются друг другу.

Не добавляет ясности и Большая советская энциклопедия. Там сказано: «Дух — это философское понятие, означающее невещественное начало в отличие от материального, природного начала».

При рассмотрении этих двух определений неясностей не становится меньше, наоборот, они многократно увеличиваются. В самом деле, в одном определении духовность — «природная сущность человека», в другом — «невещественное начало».

Если за исходную позицию взять приведенные определения, то продвинуться в разработке проблематики качества и духовности вряд ли удастся, и мы либо получим искаженную картину, либо запутаемся. Из этих определений мы не только не узнаем, что такое духовность, дух, но, более того, — нас подталкивают к рассмотрению человека как существа раздвоенного, не способного к единству восприятия качества и духовности.

В современной литературе не удалось найти ни перечня, ни описания элементов, наполняющих понятие «духовность», ни его структуризацию. Это еще больше усложняет задачу. Одновременно укрепляется ощущение, и практика дает достаточно оснований к тому, чтобы эффективно и реально использовать фактор духовности в деятельности по улучшению качества отечественной продукции и повышения ее конкурентоспособности.

Независимо от того, является ли дух продуктом мыслительной, психологической, эмоциональной деятельности органической материи, воплощенной в человеке, или означает «невещественное начало», допустимо предположить, что он представляет некоторое сочетание элементов с изменчивой структурой. На основе жизненного опыта можно утверждать, что когда мы говорим о духе, то имеем в виду: интуицию, воображение, созидательное начало, эмоции, волю. Дух — внутреннее состояние, сила отдельного человека или коллектива в целом. Он выступает как осознанная или эмоционально проявляемая движущая сила деятельности людей.

Приняв высказанную точку зрения, духовность можно будет определить позитивно как содержательное проявление духа. При этом нетрудно представить себе, что позитивное проявление духа обладает неким качеством, тогда мы получаем возможность говорить о силе духа и, напротив, — о бездуховности.

О ЕДИНСТВЕ
и ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ДУХОВНЫХ и МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Как известно, в обществе и в индивидуальной жизни отдельного человека существуют и естественным образом сочетаются материальные и духовные потребности. В деятельности по качеству так или иначе мы осознанно или стихийно исходим из диалектического единства материальных и духовных потребностей. В то же время, несмотря на то, что их сочетанию свойственны противоречия, не следует противопоставлять их друг другу. В методическом же плане мы имеем право, а порой и просто необходимость их рассматривать самостоятельно. Но это не меняет принципиального взгляда на единство духовных и материальных потребностей, единство духовного и материального.

В своей видимой, «грубой» форме работа по улучшению качества часто видится как деятельность сугубо материальная. Но это свидетельствует лишь об узости наших взглядов, ощущений и восприятий. Такой взгляд обусловлен концентрацией усилий и внимания на создании и производстве материальных носителей видимых в первую очередь свойств, которые способны удовлетворять определенные потребности. Такой взгляд является общепринятым, он, можно сказать, господствует в общественном сознании и закреплен в стандартах.

С позиции проблематики качества и духовности правильнее будет видеть человека, с одной стороны, как носителя, а точнее, как воспроизводителя материальных и духовных потребностей, а с другой, — как производителя продуктов, удовлетворяющих эти потребности. Для специалистов, для организаторов производства и торговли духовность в ее позитивном содержании выступает как один из факторов, существенно влияющих на отношение к миру создаваемых и продаваемых вещей, как фактор побуждающий к добросовестной совместной работе, к добрым взаимоотношениям людей, к сдерживанию низменных потребностей и развитию потребностей новых, более разумных и облагороженных, а следовательно, к улучшению качества продукции, качества образа жизни.

ПЕРВОЕ РЕЗЮМЕ

Таким образом, для деятельности в области качества позволим себе назвать такие формы проявления духовности, как:

этическая и эстетическая воспреемственность и искренность;

мораль в широком позитивном смысле;

профессиональная приверженность Качеству;

уважительность к позиции, запросам и возможностям заказчика, потребителя;

гражданственность.

Мы вправе предположить, что по мере разработки проблемы будет раскрываться содержание перечисленных форм, а также будут познаны и многие другие составляющие духовности в области качества.

НЕКОТОРЫЕ идеи и СУЖДЕНИЯ НАШИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ

В значительной степени расширению кругозора и более углубленному пониманию проблематики качества и духовности помогут суждения отечественных и зарубежных философов и мыслителей прошлого. В числе отечественных авторов следует назвать, например, А.И. Ильина, Вл. Соловьева, Н.Я. Данилевского, Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева. Мы еще долго будем иметь счастливую возможность находить в трудах этих и ряда других ученых идеи и суждения для плодотворной разработки проблематики качества продукции, товаров и услуг.

Приведем несколько высказываний из произведений глубоко уважаемого нами Ивана Александровича Ильина.

В работе «О воспитании в грядущей России» он пишет: «Верна и духовно значительна возможность, когда человек искренно, цельно и деятельно предан Предметной цели, т.е. делу Божьему на земле, например, церкви, науке, искусству, духовному воспитанию своего народа, организации справедливой жизни, спасению своей Родины, выработке свободного и справедливого права».

В другой его работе «О справедливости и католицизме» читаем: «Русское искусство целиком выросло из свободного сердечного созерцания: наречие русской поэзии и мечты русской прозы, и глубина русской живописи, и искренний лиризм русской музыки, и выразительность русской скульптуры, и одухотворенность русской архитектуры, и чувствительность русского театра. Дух христианской любви проник и в русскую медицину с ее духом служения, бескорыстия, индивидуализации пациента, братского отношения к страдающему; в русскую юриспруденцию с ее исканием справедливости; и в русскую математику с ее предметной созерцательностью».

«Религиозному духу везде место, где живет и творит человек, — утверждает И.А. Ильин в другой своей работе «Опасности и задания русского национализма», — во всяком светском деле: в искусстве и науке, в государстве и торговле, в семье и на пашне».

Думается, современного читателя не смутит то обстоятельство, что я привожу эти слова Ивана Александровича. «Религиозный дух» это не только мистическое явление. Слово «религия» происходит от латинского religio — и означает оно также — благочестие, мировоззрение, мироощущение, а церковь — это союз людей общих взглядов. С такой точки зрения улучшение качества продукции товаров и услуг выглядит как благочестивая, благородная деятельность по удовлетворению потребностей, имеющая в своей основе определенное мировоззрение, учитывающая мироощущение людей и организующая их совместный труд. Таким образом, употребление словосочетания «религиозный дух» применительно к рассматриваемому предмету, на наш взгляд, вполне уместно. Заметим, кстати, что И.А. Ильин, раскрывая содержательную сущность духовности в названной выше работе, использует знаменательный во многих отношениях термин — «моральная доброкачественность». Смысл и содержание этого понятия требуют тщательного обдумывания.

О РЕАЛЬНОЙ и ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ДУХОВНОСТИ

Применительно к деятельности в области качества продукции духовность, на наш взгляд, выступает в нескольких видах и формах. В интересах описания и возможной в последующем классификации этих форм введем термин «духовность продукции» и попробуем дать ему толкование. Это ни в коей мере не означает, что мы приписываем предметам материального мира некие мистические свойства. Речь идет о том, что неравнодушный создатель продукта закладывает в него при изготовлении некие реальные, т.е. материальные свойства, вызывающие у потребителя этого продукта ощущение удовольствия, психологического комфорта или осознанно-логическую реакцию, заставляющую восхититься качеством изделия и оценить мастерство, с которым оно создано. Естественно, о «духовности продукции» можно говорить лишь в случае, когда последняя наделена некоторой группой свойств, способных вызывать положительную этическую и (или) эстетическую реакцию человека-потребителя.

Одну из форм духовности продукции допустимо назвать потенциальной. Потенциальная духовность продукции представлена заложенной в нее группой таких свойств, которые смогут вызвать (а могут и не вызвать) у потребителя отмеченные выше реакции при ее потреблении. Но объективно эти свойства в продукции присутствуют.

Существует, наконец, и реальная духовность продукции. Она образуется в момент использования предмета, обладающего свойствами потенциальной духовности, и возникает тогда, когда человек ощутил и оценил эту группу свойств духовности продукции.

Приходится подчеркивать последнее обстоятельство, так как, к сожалению, весьма многочисленны случаи, когда потенциальная духовность продукции не превращается в реальную из-за неспособности или неподготовленности потребителя.

Существует, на наш взгляд, еще одна форма духовности продукции. Ее можно назвать предполагаемой, создаваемой нашим воображением по поводу еще не существующего изделия или изделия, реально имеющегося, но еще не контактировавшего с потребителем. Данная форма духовности связана с формулированием и выдвижением требований к качеству будущей, планируемой к производству продукции. Или же — с предвкушением встречи с существующей продукцией, например, перед тем, как отправиться за покупкой или при формировании технических заданий на разработку стандартов или новой продукции.

СОЗДАТЕЛЬ и ПОТРЕБИТЕЛЬ

Не следует думать, что духовное восприятие продукции потребителей тождественно одухотворенности труда создателя, производителя продукции. Это разные вещи.

Для пояснения придется рассмотреть такие явления, как одухотворенность производителя продукта и одухотворенность его потребителя.

Обычно под одухотворенностью понимается способность человека стремиться к чему-то возвышенному, лучшему, обладающему красотой. В нашем случае одухотворенность видится, с одной стороны, как способность и стремление к творческому, в высоком смысле слова, созданию высококачественного, лучшего, красивого продукта, а с другой (т.е. со стороны потребителя), — как его способность и стремление ощутить, осознать все лучшее, красивое, возвышенное, что есть в созданном и предложенном ему продукте.

Таким образом, одухотворенность товаропроизводителя стимулирует его труд, который, в конечном счете, воплощается в высококачественном продукте. Одухотворенный же потребитель скорее и глубже ощутит, осознает присутствие в качестве продукта свойств его одухотворенности.

Со значительной степенью уверенности можно утверждать, что только при высоком уровне духовности субъектов создания продукции и высокой духовности субъектов потребления, опираясь на адекватность этих двух духовных содержательностей, можно достичь наибольшей эффективности в управлении качеством. Вот почему в теории и практике управления качеством стремление к адекватности духовной содержательности в сфере производства и в сфере потребления должно занимать подобающее их значению место.

ВТОРОЕ РЕЗЮМЕ

Деятельность по качеству прямо или косвенно сказывается, по крайней мере, в четырех крупных областях проявления духовности:

образ жизни;

потребности отдельного человека, социальных групп и общества в целом;

духовность создателей и производителей товаров, продукции и услуг;

потребление.

ПОТРЕБНОСТИ
и ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО

В этой области деятельность по качеству сталкивается со сложнейшим переплетением социально-экономических вопросов с закономерностями роста качества. Во многих случаях они выходят далеко за пределы работы по улучшению качества конкретных изделий и носят глобальный характер. Например, известно, что идеологи потребительского общества видят общественный прогресс в неудержимом стимулировании потребностей. Наслаждение праздностью, механизированным комфортом, по их мнению, должно составлять основное содержание жизни человека, определяя ее уровень и образ. Как следствие этой установки, должен происходить неудержимый рост ассортимента, номенклатуры и качества товаров и услуг. Но если это реально отнести ко всему человеческому сообществу, что было бы справедливо во многих отношениях, то уже в недалекой перспективе проблема упрется не только в ограниченные ресурсы, но и в негативные последствия массовой праздности в ее многочисленных отрицательных проявлениях.

В то же время, рассматривая противоречие между потребительством и его отрицательными последствиями, следует учитывать, что потребительство оказывает сильное влияние на улучшение качества и расширение номенклатуры и ассортимента продукции, товаров и услуг. Именно под его влиянием происходит адаптация уровня качества продукции к характеру уровня и расширяющегося состава потребностей. В результате объективно в производстве, экономике, социальной жизни имеет место активное сопротивление каким-либо тенденциям замедления роста качества или возврата на более низкий уровень потребностей, а следовательно, и менее высокое качество. Как быть? Ответ надо искать!

Это лишь один пример социально-экономических явлений, обнаруживаемых при более или менее внимательном рассмотрении взаимодействий качества продукции, духовности и потребительской составляющей сущности человека и человеческого общества.

Высокая духовность объективно противостоит культу потребительства и является фактором воплощения в жизнь принципов социальной справедливости. Из этого следует, что одухотворенным должен быть не только процесс формирования свойств продукции, т.е. ее качества, но и процесс формирования потребностей людей. Поэтому необходимо оптимально сочетать эти противоположные тенденции.

Все сказанное выше и опыт приводят к выводу о том, что духовность как позитивный фактор возвышает всю деятельность по улучшению качества. Но ей противостоит ее антипод — бездуховность, которая резко умаляет, угнетает качество, а во многих случаях уничтожает его.

Вот почему участники конференции «Качество жизни и духовность» в своем обращении к гражданам России констатировали, что:

мир вещей, созданный холодными руками, неодухотворенный человеческим теплом, мертв;

мир людей, не умеющих слышать друг друга, не умеющих вместе работать и видеть общую цель, никогда не будет благополучным;

мир учителей, несущих своим ученикам лишь абстрактные знания, не согретые теплом души, не способен вырастить поколение творцов и граждан;

мир искусства, рождающий бездушные и холодные произведения, перестает быть миром искусств.

О ПОНЯТИЯХ «ПРЕКРАСНОЕ»
и «ГАРМОНИЯ»
ПРИМЕНИТЕЛЬНО
к КАЧЕСТВУ и ДУХОВНОСТИ

Прямое отношение к проблематике качества продукции, товаров и услуг в соотношении с духовностью имеют категории прекрасного. Значение прекрасного для человека и общества заключается в том, что оно носит духовно-практический характер.

В философской науке прекрасное занимает умы мыслителей со времен античности и до наших дней. Для древнейшего мышления характерно видение прекрасного как неотъемлемого свойства мира, космоса. Аристотель рассматривает прекрасное как объективную данность действительности.

Мыслители эпохи Возрождения были убеждены в объективности прекрасного, которое определялось как «…строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат…» («Десять книг о зодчестве»,
т.
1, М., 1935, с. 178).

У просветителей прекрасное рассматривается как посредствующее звено между разумом и чувствами.

Для Гегеля прекрасное объективно «как чувственная видимость идеи». (Соч., т. 12, М.: Мысль, 1938, с.115). При этом он отрицает «…ошибочное представление о существовании прочной противоположности между субъективным мышлением и объективными предметами…» (там же с. 61).

Марксистское видение прекрасного раскрыло связь между ним и трудовой деятельностью человека. Свойством прекрасного обладает труд человека как свободная, творческая, объективно значимая деятельность, доставляющая наслаждение «игрой физических и интеллектуальных сил» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189). Прекрасное представляет собой отпечаток мастерства и высокой культуры, свидетельство целесообразной, целеустремленной деятельности. Одухотворенный труд переносит на продукцию не только затраченное рабочее время, но и большое мастерство и высокую культуру производителя.

Многие авторы подчеркивают, что создание, восприятие и переживание прекрасного вызывают у людей любовь, чувство радости, ощущение свободы. Восприятие прекрасного бескорыстно, ему чужд вульгарный утилитаризм, в нем сливается значимость личных и общественных ценностей.

Николай Рерих, например, придавал решающее значение красоте как фактору прогресса и развития культуры, качественной деятельности и улучшения качества продуктов труда.

Русский мыслитель XIX в. Н.Я. Данилевский однажды заметил: «Красота есть единственная духовная сторона материи, следовательно, красота есть единственная связь двух основных начал мира. То есть красота есть единственная сторона, по которой она (материя) имеет цену и значение для духа — единственное свойство, которому она отвечает, соответствует потребностям духа и, которое в то же время совершенно безразлично для материи как материи. И наоборот, требование красоты есть единственная потребность духа, которую можно удовлетворить только материей». Эти размышления он образно заканчивает так: «Бог пожелал создать красоту и для этого создал материю» (Н.Я. Данилевский «Россия и Европа», Спб.: «Глаголъ», 1995, XXXII).

В основе прекрасного, красоты лежит множество свойств. Одним из главных, существенных, является гармония. Как известно, этот термин происходит от греческого harmonia (стройность, связь, соразмерность) и как явление означает соразмерность частей, слияние различных компонентов объектов в единое органичное целое.

В древнегреческой философии гармония виделась противостоящей хаосу, ее проявлением считалась организованность вселенной, космоса. Гераклит углубил понятие гармонии, объясняя ее как единство противоположностей: «Враждующее соединяется из расходящихся — прекрасная гармония, и все происходит через борьбу» (Аристотель. Никомахова Этика. VIII, 2, 1155 в 4). Таким образом, по Гераклиту, гармония — не просто внешнее объединение разрозненных элементов (для нас — свойств качества продукции или блоков систем управления качеством), а их внутреннее единство. Он говорил: «Скрытая гармония сильнее явной» (Ипполит, Ref., IX, 9).

Аристотель рассматривал гармонию как единство и завершенность целого, как единство в многообразии. Платон придал понятию гармония социально-нравственное значение. Он говорил о гармонии как о совокупности достоинств человека-гражданина, проявляющихся в его физическом облике, поступках, речах, создаваемых им произведениях (см. «Государство», III, 400 Е — 401 А).

Считается, что развернутую теорию гармонии дал Гегель. Он, в частности, сказал: «Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи» («Эстетика», т. 1, М.: Мысль, 1968, с. 149).

Явлению «гармония» противостоит ее антипод — дисгармония как форма выражения нарушения равновесия, расстройства, разлада, возникновения разного рода неприятных коллизий, в том числе и некрасивости. То, в чем проявляется дисгармония, уже не воспринимается как качественное.

Толкование понятия «гармония» дает нам возможность не только еще раз укрепиться в приверженности комплексному подходу к управлению качеством и рассмотрению качества продукции как совокупности различных свойств, но и протянуть нить к духовности, одухотворенности качества.

ЭТИКА, ЭСТЕТИКА и ДИЗАЙН

В связи с разработкой проблематики духовности и качества возникает ряд вопросов эстетического и этического характера. Эстетика как наука вторгается в две взаимосвязанные области:

в изучение категории эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к окружающему его миру, в том числе и предметному;

в осмысление художественного творчества людей.

Обе области эстетики развивались параллельно в тесном взаимовлиянии. В разное время то одной, то другой отдавался приоритет. В настоящее время, думается, установилось пропорциональное равновесие, и наступает период активизации практического применения достижений каждого из этих направлений в деятельности по улучшению качества продукции.

Эстетика и ее ветви, такие как техническая эстетика, эргономика, реализуются в деятельности по удовлетворению и личных, и производственных потребностей, в создании современной промышленной продукции.

Художественная деятельность все теснее связывается с улучшением качества продукции народных промыслов, высококачественной одежды, ювелирных изделий, посуды, полиграфической продукции и многих других изделий бытового назначения.

В связи с развитием квалиметрических методов открываются практические возможности для оценки и измерения психофизиологических и эмоциональных реакций, связанных с восприятием свойств качества продукции, так или иначе влияющих на духовное, эмоциональное состояние потребителей продукции и ее производителей.

Многие виды продукции оцениваются не по измеренному сочетанию свойств, а по той идее, тому символу, с которым их соединяют люди. Особенно четко это видно при выборе и приобретении подарков. В этих случаях главным образом учитываются те свойства, которые предположительно вызовут желаемые эмоции у будущего владельца. Несомненно, подобную духовную составляющую несут изделия, связанные с государственной символикой, знаками воинской или трудовой доблести, а также ювелирные изделия.

Нет сомнений, что к рассматриваемой проблематике имеет прямое отношение деятельность в области дизайна, по крайней мере, та его часть, которая связана с проектированием предметного мира на основе методов художественного конструирования. Можно считать, что к настоящему времени сформировалась ветвь практического промышленного применения достижений эстетики — техническая эстетика.

В круг вопросов качества продукции, товаров, услуг и их связи с эстетикой как выразительницей некоторой доли духовности попадают вопросы эстетического воспитания и эстетической профессиональной подготовки персонала. Причем в специальной эстетической подготовке нуждаются как создатели и производители продуктов, так и потребители, пользователи: первые для того, чтобы заложить в продукцию те свойства, которые могут вызвать у потребителя положительные, благородные эмоции; вторые — потребители, пользователи — чтобы могли увидеть, почувствовать, осознать свойства продукции, радующие душу и получить максимум удовлетворения, удовольствия, наслаждения.

Третье РЕЗЮМЕ

Подытоживая эту часть рассуждений, допустимо, на наш взгляд, сделать такие выводы:

качество продукции, товаров, услуг и духовность, частично выраженная в красоте, этических и эстетических характеристиках, органически, естественным образом связаны друг с другом;

духовная составляющая результатов продуктивной человеческой деятельности, творчества всегда была объектом исследований и размышлений для пытливых умов в разные эпохи и в разных странах. Этот багаж должен послужить фундаментальной основой практических дел в области улучшения качества продукции, товаров, услуг.

Еще раз О БЕСКОНЕЧНОСТИ
ПРИРОДЫ КАЧЕСТВА

Сделанные выводы свидетельствуют о том, что предстоит не просто усилить разработку темы «Качество и духовность», а во многом организовать работу с самых начальных стадий.

Значение духовной составляющей качества продукции, товаров и услуг в последние годы начинает возрастать и все сильнее влияет на конкурентоспособность товаров, на товаропроизводителей, а также на запросы потребителей и покупателей.

Осмысление проблематики качества продукции, товаров и услуг под углом зрения на их духовную составляющую еще раз позволяет констатировать сложность, многообразие и бесконечность природы качества. Вновь и вновь приходится предупреждать себя о недопустимости упрощенчества как в области теоретических, так и практических работ по качеству.

Еще одно необходимое замечание: усиление работ в области качества имеет особое значение для нашей страны, в историческом развитии которой наблюдается естественная тяга к духовной составляющей жизни. Это — особая, серьезная тема, заслуживающая пристального внимания, изучения и разработки.

КАЧЕСТВО и ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Теперь кратко остановимся на вопросах философско-познавательного характера проблемы «Качество и духовность». В интересах повышения эффективности деятельности по улучшению качества, укреплению ее научной базы следует более полно использовать основополагающие идеи теории познания, теории отражения, их понятийный аппарат, методологию и методы.

Работа в этом направлении открывает дополнительные возможности дальнейшей объективизации знания о качестве как для каждой стадии жизненного цикла продукции, так и каждой операции процесса проектирования, каждой технологической операции изготовления, контроля, испытаний и сферы потребления.

При дальнейшем развитии теоретической базы в области качества следует обратиться к использованию в нашем деле таких фундаментальных философских категорий, как вещь в себе, вещь для нас, сущность, явление и ряд других.

Специалистам по качеству нет необходимости подчеркивать значение достоверности знания о качестве. В то же время с позиций современных требований возникают и новые трудности, и новые возможности в развитии методов познания качества. Достаточно обратить внимание, например, на такой аспект, как повышение объективности реакции субъектов (а ими могут быть заказчик, контролер, покупатель) при сравнительной оценке реального качества с «идеальным», созданным либо воображением субъекта, либо записанным в стандартах и другой документации. Существенную роль в решении таких вопросов может сыграть сочетание теории вероятностей, квалиметрии, психоанализа как инструментария теории познания качества продукции, товаров, услуг.

Опыт подсказывает, что есть объективная возможность для многих конкретных случаев формализовать действия по выяснению фактической сущности качества и разработать для этих целей стандартные алгоритмы. Примером такого опыта может служить работа по созданию методик типовых испытаний продукции. Речь идет, если так можно выразиться, о разработке «технологии» познания качества и рекомендаций по ее практическому применению.

Укрепляя теоретические позиции в области управления качеством, нам предстоит четко определиться с использованием таких категорий, как сущность и явление. Будучи философскими категориями, они отражают всеобщие формы предметного мира и степень его познания человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, в том числе и вся сумма свойств его качества. Явление — это обнаружение, выявление сущности предмета. Таким образом, явление представляет собой познанную часть сущности предмета, в том числе и познанную часть его качества.

Как с этих позиций возможно и допустимо ли толковать в общепринятом смысле понятие «качество продукции»? Что это, сущность или явление? Дело в том, что мы стремимся описать качество в свойствах, притом, как правило, измеримых, т.е. мы уже их мысленно или по опыту узнали, выявили. Может быть, в методологическом плане прав Кант, который считает, что «вещь в себе» находится по ту сторону «явления». Значит качество — это обусловленная зыбкая грань между познанной (вещь для нас) и непознанной (вещь в себе) сущностью предмета.

Касаясь взаимосвязей категорий сущности и явления и анализируя процесс познания, В.И. Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца».

Таким образом, процесс познания бесконечен, и качество продукции бесконечно в познании. В то же время стандарты, ТУ, условия на поставку и т.п. содержат некое конечное знание о качестве. Возникают вопросы: почему остановились в познании качества данной вещи именно на этой части сущности и записали в стандарте именно эти требования? Что послужило критерием для фиксации этой части вещи в себе? Достаточно ли нам того, что стало вещью для нас, эффективно ли это и не нужно ли перейти на следующую ступень познания? Если да, то с какой целью — удовлетворения ли потребностей, минимизации ли издержек или с какой-либо другой целью? Вот сколько сразу возникает вопросов с позиции теории познания!

Поиск ответа на вопросы, какие свойства сущности качества необходимо выделить и до какого порядка сущности (первого, второго, … десятого) осуществлять процесс выявления качества, имеет в работе по улучшению качества, в стандартизации большое практическое значение и требует к себе серьезного внимания стандартизаторов, философов, других ученых.

В познании качества важную роль играют опыт разработчика, его творческая интуиция, а также такие категории, как ощущения и впечатления, механизм их превращения в явления физического и психического характера, полученные в результате отражения свойств объекта, в сознании персонала, их сравнения с нормативными значениями в стандартах, технологических и контрольных документах, договорах на поставку.

В статье «Об историческом материализме» В.И. Ленин пишет: «До тех пор, пока мы как следует развиваем наши чувства и пользуемся ими, пока мы держим свою деятельность в границах, поставленных правильно полученными и использованными восприятиями — до тех пор мы всегда будем находить, что успех наших действий даст доказательство соответствия наших восприятий с предметной природой воспринимаемых вещей».

В этом высказывании для нас существенным является не только описание механизма восприятия качества вещей, но и замечание о правильном получении и использовании результатов восприятия, полученных ощущений и впечатлений.

И еще проблема. В каких ситуациях обоснованно выработанные правила действий должны опираться на глубокое научное, философское понимание категорий свободы и необходимости. Гегель представил соотношение этих двух категорий следующим образом: «Свобода — есть познание необходимости. Слепа необходимость, лишь поскольку она непонятна». В.И. Ленин, анализируя эту проблематику, сказал так: «Свобода воли означает… ни что иное, как способность принимать решения со знанием дела».

КАЧЕСТВО и ПСИХОЛОГИЯ

Укрепление теоретических основ обеспечения и управления качеством нуждается в участии не только философов, но и специалистов ряда других областей знания, например, психологов. Анализ природы человека показывает, что сложность этой природы приводит к чрезвычайной дифференциации способностей людей воспринимать, познавать и оценивать качество как на профессиональном, так и бытовом уровнях. Это объективное обстоятельство позволило древнегреческому философу Протагору сказать: «Человек есть мера всех вещей».

В системах качества возникают острые вопросы, конфликты, появляются как крупные достижения, так и большие ошибки. Все они в той или иной форме относятся к проблематике «человек, качество и духовность».

Разве за пределами духовности и качества находится, например, жертвенность летчиков-испытателей, космонавтов-испытателей и людей других профессий, когда они порой ценой жизни профессионально добывают знания о качестве той или иной продукции, когда они частицу «вещи в себе» делают частицей «вещи для нас»? Сколько психологических и профессиональных затруднений возникает при принятии решений в период создания продукции, во время ее изготовления, испытаний, использования.

НЕСКОЛЬКО слов
в ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дальнейшем развитии теоретических основ управления качеством продукции, товаров и услуг объективно необходимо участие профессиональных философов, психологов, работников искусств и других специалистов. Уже сейчас есть предпосылки к тому, что совместная работа ученых и специалистов в области качества с философами может привести к формированию специализированной ветви теории познания — теории и практике познания природы качества продукции, товаров и услуг. Будем надеяться, что так и случится.

Многое предстоит сделать и в образовательной сфере. Несмотря на определенные сдвиги, образовательная деятельность в учебных заведениях в области качества ведется на недостаточно высоком теоретическом уровне, без должной опоры на философские учения, на теорию познания, на теорию отражения, этику, эстетику и другие фундаментальные научные достижения.

Все сказанное выше о духовности и качестве вызывает еще множество вопросов. Ну, скажем, таких: что такое «реальное» и «идеальное» качество продукции (товара, услуги) с позиций материализма и идеализма? В работах по качеству люди неизбежно бывают и материалистами, и идеалистами. Когда и в какой мере?

Последний вопрос нельзя расценивать как риторический. Для специалистов, осуществляющих исследования и организацию деятельности по качеству, чрезвычайно важно учитывать духовность. Но при этом нельзя скатиться к полемике по кругу вопросов принадлежности того или другого исследователя или разработчика к материалистической или идеалистической школам познания. У нас еще свежи в памяти жаркие, бескомпромиссные дискуссии и споры по этому поводу. Мы помним также, что эти споры приводили к большим потерям, а результаты давали нулевые.

Повторять пройденное нет ни теоретической, ни практической надобности! Тем более, что рассмотрение вопросов качества продукции, товаров и услуг с позиций духовности открывает новые перспективы и возможности. На этом следует сосредоточить наши усилия и двигаться дальше.

Александр Владимирович ГЛИЧЕВ — доктор экономических наук, президент Академии проблем качества

 

 
Rambler's Top100