Титульная страница
ISO 9000 ISO 14000
GMP Consulting
 

Артиллерия в Великой отечественной войне. тандартизация и унификация ртиллерийского вооружения и боеприпасов

Станислав Подлепа, Владимир Сиволапов

Предвоенные годы
были периодом
полного перевооружения артиллерии материальной частью. Этому способствовало завершение реконструкции
народного хозяйства,
подъем промышленного производства,
широкое развитие
военной стандартизации.

К началу войны из 8600 разработанных
и утвержденных государственных стандартов
около 30% касались областей промышленности, разрабатывающей
и производящей артиллерийскую технику.

В предвоенные годы начали практически использоваться возможности
военной стандартизации
по установлению широкой взаимозаменяемости деталей и узлов орудий, минометов и боеприпасов, разработке нормативной документации
в короткие сроки,
создания условий
для быстрого увеличения объемов производства.

При изготовлении составных частей орудий и боеприпасов широкое применение нашли стандарты на их типы и основные размеры, а также использование калибров и нормалей. Значительно повысилась эффективность боевого применения артиллерии за счет увеличения дальности стрельбы, повышения мощности снаряда и бронепробиваемости, увеличения скорострельности. Одновременно была повышена подвижность и проходимость артиллерии за счет внедрения подрессоривания, резинового хода, механической тяги и уменьшения веса орудий.

На вооружение поступила новая противотанковая пушка калибра 45 мм образца 1937 г. — достаточно современное противотанковое орудие: на дальностях 800 м и ближе она обеспечивала бронепробиваемость от 30 до 45 мм. Была завершена разработка мощной противотанковой системы — 57-миллиметровой пушки обр.1941 г. В результате усовершенствования резко возросли маневренные свойства полковой 76-миллиметровой пушки обр.1927г.достаточная дальность стрельбы (до 8500 м), высокая скорострельность и хорошая скорость передвижения делали ее одной из лучших среди полковых орудий того времени.

После успешных полигонных и войсковых испытаний на вооружение дивизионной артиллерии были приняты 76-миллиметрвая пушка обр.1939 г. (УСВ), 122-миллиметровая гаубица обр.1938 г. (М-30), 152-миллиметровая гаубица обр.1938 г. (М-10), обеспечивавшие дальность стрельбы до 12—13 км. На вооружение корпусной артиллерии поступили такие удачные по конструкции и мощные орудия, как 107-миллиметровая пушка обр.1940 г., 122-миллиметровая пушка обр. 1931/37 г., 152-миллиметровая гаубица-пушка обр.1937 г., способные поражать цели на дальностях до 17—20 км.

Важные изменения происходили также в вооружении артиллерии РГК (АРГК). Части оснащались новыми системами большой и особой мощности, начиная от 152-миллиметровых пушек и кончая 280-миллиметровыми мортирами и 305-миллиметровыми гаубицами, обладавшими дальностью стрельбы от 10,5 до 28 км и более при массе снарядов 50—330 кг. Велись работы над созданием сверхмощных орудий.

В предвоенные годы заново рождалось целое семейство минометов. На вооружение поступили 50-миллиметровый ротный, 82-миллиметровый батальонный, 120-миллиметровый и 107-миллиметровый горно-вьючные полковые минометы, стрелявшие на дальность 0,8—5,7 км.

Принятие на вооружение новых систем повысило огневую мощь артиллерии. По своим тактико-техническим характеристикам орудия и минометы не уступали соответствующим зарубежным образцам, состоявшим, в частности, на вооружении германской армии, а по ряду показателей даже превосходили их.

Особенно хорошо зарекомендовали себя 122-миллиметровая гаубица и 120-миллиметровый миномет обр.1938 г., а также ряд других систем. Этого нельзя было сказать о 50-миллиметровых ротных минометах, которые со второй половины 1943 г. были сняты с производства.

Опыт борьбы с вражескими танками также выявил необходимость совершенствования отдельных образцов артиллерийского вооружения. Например, 76-миллиметровая дивизионная пушка обр.1939 г. оказалась неудобна для работы наводчика, особенно при стрельбе по танкам, а также сложна и дорога в производстве. Поэтому в 1942 г. конструкторским бюро под руководством В.Г. Грабина была создана новая 76-миллиметровая пушка обр. 1942 г. Это орудие оказалось маневренным, удобным в эксплуатации, приспособленным для ведения более эффективного огня по танкам.

С конца 1942 г. и в 1943 г., с появлением у немцев тяжелых танков и необходимостью прорыва сильной обороны противника потребовалось создание более мощных и маневренных артиллерийских систем. Непревзойденной оказалась 57-миллиметровая противотанковая пушка обр.1943 г., снаряд которой пробивал броню до 120—150 мм.

Использование единого лафета для 57-миллиметровой противотанковой пушки обр.1943 г. и 76-миллиметровой дивизионной пушки обр.1942 г. явилось ярким примером унификации и позволило обеспечить взаимозаменяемость деталей и улучшить материально-техническое снабжение в боевых условиях, организовать широкую кооперацию производства пушек, сократить сроки изготовления противотанковых пушек и увеличить их выпуск. А 76-миллиметровая дивизионная пушка обр.1942 г. стала первой в мире пушкой, поставленной на поточное производство и конвейерную сборку.

Другим несомненным достижением в этой области стала унификация взрывателей для артиллерийских боеприпасов. Так, взрыватель РГМ (РГМ-2) применялся для окончательного снаряжения осколочных, фугасных, осколочно-фугасных как пушечных, так и гаубичных боеприпасов калибром от 100 мм до 152 мм. Такая широкая унификация по боевому применению позволила не только улучшить снаряжение боеприпасами в бою, но и повысить эффективность действия взрывателя и, в конечном счете, боеприпасов в целом. Основные характеристики взрывателя РГМ (РГМ-2), в том числе безопасность обращения, безопасность при выстреле и на полете, надежность, чувствительность и стойкость при хранении были настолько высоки, что пройдя войну и послевоенные годы этот взрыватель и в настоящее время является одним из основных для пушечных и гаубичных боеприпасов, в том числе для калибров 122 мм и 152 мм, как буксируемой, так и самоходной артиллерии.

Так же широко использовалась унификация при создании в 1943 г. самоходных артиллерийских установок (САУ) калибром 122 и 152 мм, когда были применены механизмы шасси серийных танков. Это обеспечило широкую взамозаменяемость деталей и узлов танков и САУ, высокую ремонтопригодность в полевых условиях, быстрое освоение в производстве. Примечательно, что создание 152-миллиметровой системы заняло всего лишь 25 дней и две недели потребовалось на испытания и переход к серийному производству.

С сентября 1943 г. началось производство самоходных артиллерийских установок с орудиями калибра 122 мм и 152 мм. Они, по сравнению с первыми образцами 1942 г., имели более совершенные прицел, поворотный механизм и другие узлы, обладали мощной броневой защитой (90—120 мм вместо 60 мм) и повышенной подвижностью. Эти установки явились грозным оружием в борьбе с вражескими тяжелыми танками и штурмовыми орудиями, а также при прорыве долговременной обороны.

Противник, неся большие потери в танках от огня советских противотанковой артиллерии и танков, начал усиливать броневую защиту своих машин и их артиллерийское вооружение. В связи с этим потребовалось создать новые боеприпасы — подкалиберные 45, 57 и 76-миллиметровые снаряды и кумулятивные — для 76 и 122-мм орудий, которые поступили на вооружение во второй половине 1942 г. В результате этого в состязании снаряда и брони преимущество оказалось на стороне снаряда.

Творцами совершенной артиллерийской техники являлись конструкторские коллективы, руководимые, как уже говорилось, В.Г. Грабиным, Ф.Ф. Петровым, И.И. Ивановым, Б.И. Шавыриным, Л.В. Люльевым, Л.А. Локтевым, В.А. Ильиным, И.Г. Теверовским и дри. Качественный и количественный рост артиллерийского вооружения, повышение боевого могущества артиллерии как рода войск стали возможны благодаря героическому труду многотысячных коллективов рабочих и инженеров оборонной промышленности, возглавляемой народными комиссарами Д.Ф. Устиновым, Б.Л. Ванниковым, П.И. Паршиным и др.

С введением корпусного звена управления конструкторский коллектив Ф.Ф. Петрова разработал корпусную 152-миллиметровую гаубицу обр.1943 г., обладавшую мощным снарядом и обеспечивавшую успешное ведение контрминометной и контрбатарейной борьбы.

Учитывая важность минометного вооружения, кроме совершенствования 82, 107 и 120-миллиметровых систем, в 1943 г. коллективом во главе с И.Г. Теверовским была успешно завершена работа над минометом калибра 160 мм. Оригинальность его конструкции состояла в том, что он имел неотделяемый колесный лафет и заряжался с казенной части.

Бурное развитие уже в первый период войны получило средство залпового огня — реактивная артиллерия. Наряду с имевшейся системой БМ-13, в первые месяцы войны была принята на вооружение БМ-8, стрелявшая 82-миллиметровым осколочным снарядом М-8 на дальность до 5 км. В последующем, когда противник стал переходить к позиционной обороне и создавать укрепления, требовавшие для их разрушения более мощных снарядов, на вооружение поступили реактивные снаряды М-20 и М-30, обладавшие сильным фугасным действием. Однако вероятность попадания была невысокой из-за их большого рассеивания. В 1943 г. осуществлена опытная разработка дальнобойных 132-миллиметровых реактивных снарядов; удалось также дальность стрельбы тяжелых 300-миллиметровых реактивных снарядов М-31 увеличить почти в два раза (по сравнению со снарядами М-30). Это расширило диапазон их тактического применения.

С разработкой и принятием на вооружение в 1944 г. боевой машины БМ-31-12 была решена проблема маневра огнем и колесами частей и подразделений тяжелой реактивной артиллерии. Новая боевая машина по своим огневым возможностям значительно превосходила прежние рамные пусковые станки М-3О, так как время на подготовку залпа сократилось с 1,5—2 ч до 10—15 мин. Для стрельбы реактивными снарядами улучшенной кучности М-13 УК в 1944 г. создается боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 с винтовыми направляющими. Подразделения и части реактивной артиллерии, действующие в горах, вооружались высокоманевренными установками БМ-8-8, смонтированными на автомобиле типа ГАЗ-67. При необходимости направляющие такой установки могли переноситься вручную силами расчета.

Дальнейшее развитие вооружения, совершенствование материальной части, боеприпасов и приборов повышали боевые качества орудий, упрощалось их производство, повышались огневые и маневренные возможности артиллерийских частей и соединений.

С января 1944 г. на полях сражений появилась мощная и высокоманевренная 152-миллиметровая корпусная гаубица обр.1943 г. (Д-1).

Летом того же года артиллерийские части получили 100-миллиметровую пушку обр.1944 г. (БС-З), разработанную коллективом конструкторского бюро под руководством В.Г. Грабина. Она отличалась оригинальностью конструкции узлов и их компоновки (торсионное подрессоривание, своеобразное расположение противооткатных устройств и т.д.).

По тем временам пушка являлась лучшим противотанковым орудием (бронепробиваемость до 162 мм) и одновременно хорошей системой для корпусной артиллерии (дальность стрельбы 21 км).

В третий период войны была создана новая перспективная 85мм дивизионная пушка (Д-44). Правда, поступила она на вооружение уже в послевоенный период.

В начале 1944 г. стал поступать в войска 160-миллиметровый миномет обр. 1943 г. конструкции И.Г. Теверовского, обладавший дальностью стрельбы свыше 5 км и миной массой более 40 кг. С принятием его на вооружение техника советского минометного вооружения сделала большой шаг вперед и значительно опередила аналогичное вооружение армий других стран.

Парк боевых машин частей и подразделений самоходной артиллерии пополнился более совершенными установками — СУ-100 обр.1944 г. (100-миллиметровая пушка на шасси танка Т-34). Новые самоходные установки благодаря мощному вооружению и бронированию могли успешно вести борьбу с тяжелыми танками и самоходными орудиями противника, а также разрушать его долговременные и деревоземляные огневые сооружения огнем прямой наводкой. СУ-100 являлась одной из лучших самоходно-артиллерийских установок в годы второй мировой войны. Ее бронебойный снаряд на дальности 1000 м пробивал броню толщиной до 150 мм.

Совершенствовались боеприпасы. Создание 132 и 300-мм реактивных снарядов улучшенной кучности (М-13 УК н М-31 УК), проворачивающихся в полете, обеспечило увеличение дальности стрельбы соответственно до 7,9 и 4 км, а плотности огня в одном залпе — в 3 и 6 раз. С принятием в апреле 1944 г. на вооружение снарядов улучшенной кучности огневые возможности реактивной артиллерии настолько увеличились, что вместо полкового или бригадного залпа при прочих равных условиях можно было ограничиться производством залпа одного дивизиона. Это было большим достижением советских конструкторов и военной промышленности, реализовавших тактико-технические требования, вызванные потребностями боя.

На всех этапах развития артиллерии во время войны значительная роль принадлежала стандартизации.

Благодаря внедрению стандарта с нормированием топлива появилась возможность дополнительных поставок бензина для артиллерийских тягачей (только по автомобилям ГАЗ и ЗИС за 1941 г. экономия — 45 тыс. т). Сюда можно отнести расширение металлургической базы для производства артиллерийской стали, увеличение выхода металла (на 10%), сокращение расхода стратегического сырья за счет внедрения стандартов военного времени на марки стали-заменители, а также экономию дефицитных цветных металлов (узлы и механизмы орудий и артиллерийские приборы) за счет внедрения ГОСТ 613-41, ГОСТ 483-41, ГОСТ В 1019-41 на вторичные бронзы и латуни, улучшение снабжения войск артиллерийскими боеприпасами, снижение стоимости изготовления тары (144 тыс. р. в год), экономия металла (108 т в год) за счет внедрения ГОСТ 2298-43 «Ящики деревянные для укупорки снарядов унитарного заряжания» и ГОСТ 1322-43 «Замки для ящиков артиллерийских снарядов».

Фактически, во время Великой Отечественной войны Всесоюзный комитет стандартов при Совнаркоме СССР перестроил работу по стандартизации в соответствии с военной обстановкой и задачами максимального удовлетворения нужд фронта и тыла.

В послевоенное время в совершенствовании артиллерии большое внимание уделялось использованию опыта военных лет по упрощению технологии изготовления и универсализации отдельных узлов артиллерийского вооружения. Широкое распространение получило создание дуплексов и триплексов, т.е. орудий, имеющих одинаковое тактическое предназначение, унифицированный лафет, но различные по калибру и длине стволы. Применение унифицированных элементов сокращало сроки проектирования орудий, упрощало их производство и эксплуатацию. Это подтверждено опытом использования дуплексов и триплексов, созданных накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Применение клиновых затворов и механизация отдельных процессов привели к значительному повышению скорострельности орудий и сокращению времени на перевод их из походного положения в боевое и обратно. Широкое внедрение торсионного подрессоривания позволило увеличить скорость передвижения до 60 км/ч. Все орудия войсковой артиллерии получили оптические прицелы для ведения огня прямой наводкой по бронированным целям, а также бронебойно-трассирующие и кумулятивные снаряды.

Для значительного увеличения дальности стрельбы были приняты на вооружение нашей артиллерии дуплексные 130-миллиметровая пушка М-46 и 152-миллиметровая пушка М-47 с максимальной дальностью стрельбы 27 и 20 км, соответственно. Эти орудия способны успешно вести борьбу с артиллерией противника, подавлять его живую силу и танки в районах сосредоточения, разрушать оборонительные сооружения, поражать резервы и тыловые объекты.

Дальнейшим шагом в развитии артиллерии было принятие на вооружение дуплексных 122-миллиметровой пушки Д-74 и 152-миллиметровой пушки-гаубицы Д-20. Важной особенностью этих орудий являлась принципиально новая схема лафета, заключавшаяся в наличии поддона, с которого производилась стрельба при вывешенных колесах, что обеспечивало более высокую кучность стрельбы. Кроме того, эти орудия имели полуавтоматические клиновые затворы меньшей массы, у них отсутствовали передки, в походном положении стволы не оттягивались.

Получили дальнейшее развитие минометы. Конструкция 82, 120 и 160-миллиметровых минометов была модернизирована. Появились дальнобойные заряды, более совершенные прицелы, затвор с обтюратором (у 160-миллиметрового миномета). На вооружение был принят тяжелый 240-миллиметровый миномет, обладающий достаточно большой дальностью стрельбы и сильным фугасным действием мины. Этот миномет стал мощным средством разрушения оборонительных сооружений и предназначен для усиления войсковой артиллерии. В конструктивном отношении он является дальнейшим совершенствованием 160-миллиметрового миномета обр.1943 г.

К настоящему времени артиллерия располагает пушечными, гаубичными, реактивными, противотанковыми (в том числе и ПТУР) системами, горными орудиями, минометами, современными средствами разведки и управления огнем, средствами автоматизации управления на базе электронно-вычислительной техники. Намного улучшились боевые качества артиллерийских систем — возросла дальность поражения, эффективность действия боеприпасов у цели, скорострельность, точность стрельбы. Оснащение самоходными системами значительно повысило маневренность артиллерии и защищенность личного состава.

Одновременно с развитием артиллерии расширялся и совершенствовался фонд стандартов.

К настоящему времени фонд стандартов на артиллерийское вооружение, технику, приборы и боеприпасы насчитывает более ста государственных и более тысячи отраслевых стандартов.

При этом большое внимание уделено стандартизации типов и основных размеров деталей и узлов орудий и боеприпасов: капсюлей-воспламенителей и капсюлей-детонаторов для взрывателей, очко под взрыватели для боеприпасов, гнезда под капсюльные втулки артиллерийских гильз и т.д.

Стандартизированы также методы испытаний артиллерийских орудий. Разработаны государственные стандарты на методы выверки осей канала ствола и прицельных устройств орудий, методы определения дальности и кучности стрельбы, методы испытания стрельбой с высоким режимом огня и т.д.

Фонд стандартов регламентирует технические требования, методы оценки боевых и эксплуатационных характеристик орудий и боеприпасов, средств проверки в течение всего жизненного цикла – от разработки до утилизации.

В ближайшее время предстоит продолжить работы по совершенствованию структуры фонда стандартов, корректировке перечней однородной продукции, уточнению перечней стандартов на типовые технологические процессы, плановому пересмотру стандартов с целью актуализации фонда.

При проведении этих работ в первую очередь будет учитываться необходимость нормативного обеспечения новых и перспективных образцов продукции, в том числе обеспечения эффективности высокоточного оружия, корректируемых боеприпасов и т.д., а также разработки основных требований по охране окружающей среды, здоровья и жизни людей на всех этапах производства, хранения, транспортирования и боевого применения (использования) орудий и боеприпасов.

СПИСОК
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Латухин А.Н. Современная артиллерия. — М., 1970.

2. Хорошилов Г.Т., Брагинский Р.Б., Матвеев А.И. и др. Отечественная артиллерия. 600 лет., М., 1986.

3. Молчанов Г.Г., Туркин П.И. Курс артиллерии. Кн.5. Боеприпасы. — М., 1949.

4. Миронов В.Г., Севастьянов Г.П., Маслов Ю.И. и др. Фотоальбом к 60-летию введения государственной стандартизации в СССР. ВНИИстандарт, инв.б/н, 1985.

Станислав Алексеевич Подлепа — доктор технических наук, профессор, директор ВНИИстандарт

Владимир Алексеевич Сиволапов — начальник отдела ВНИИстандарт

В ближайшее время предстоит продолжить работы по совершенствованию структуры фонда стандартов, корректировке перечней однородной продукции, уточнению перечней стандартов на типовые технологические процессы, плановому пересмотру стандартов с целью актуализации фонда.

 

 

 
Rambler's Top100