Титульная страница
ISO 9000 ISO 14000
GMP Consulting
 

Стандарты государственной жизни? А почему бы и нет!

Борис КОВАЛЬ

Всплески общественной активности, в пору парламентских или президентских выборов сотрясающие Россию, привлекают внимание читателей к проблеме упорядочения политической жизни, воспитания (а может быть, и перевоспитания) политической и государственной элиты в духе соблюдения законов этики и правил честной политической борьбы.
Не решить ли эту очевидную для всех проблему путем разработки стандартов общественной (государственной) жизни? И почему бы при этом
не позаимствовать зарубежный опыт?
Не грех, к примеру, поучиться у англичан. Предлагаем вниманию читателей перепечатку статьи из журнала «Личность», подготовленную по английским источникам.

Пять лет назад, 25 октября 1994 г. премьер-министр Великобритании Джон Мейджор создал независимый консультативный Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни под председательством лорда Нолана. В состав Комитета вошли 10 авторитетных общественных деятелей, в том числе два члена парламента. Их задачей было поставлено «изучение и оценка норм поведения всех руководителей общественных учреждений, включая все действия, относящиеся к их финансовой и коммерческой деятельности», и на этой основе выработке необходимых рекомендаций с целью улучшения моральных критериев работы ответственных лиц — участников «публичной жизни». К числу таковых были отнесены все министры, государственные служащие, члены парламента и Европейского парламента, члены и высшие чиновники всех неправительственных общественных учреждений, представители местных властей и т.д. В общем, вся государственная служба. Комитету не рекомендовалось рассматривать частные случаи нарушения стандартов поведения, а сосредоточиться на формировании общих принципов достойного участия в общественной жизни.

Сама по себе данная задача поначалу выглядела несколько наивной и педагогической, но постепенно Комитет завоевал большой авторитет, а его суждения стали признаваться чуть ли не подлежащими к неуклонному исполнению. Хотя сами по себе нарушения никем не декларируемых стандартов не влекли за собой каких-либо судебных последствий и рассматривались только как нарушение «Кодекса чести», никому уже не хотелось подвергаться позору остракизма, а там, глядишь, и особому вниманию со стороны официальных властей — к фактам «неприемлемого поведения». «Наши рекомендации,— отмечал первый Председатель Комитета лорд Нолан,— направлены на поддержание и, когда необходимо, восстановление таких стандартов государственной деятельности, которую наши граждане хотели бы ожидать, а также в целях развития политики открытости (openness), которая бы дала возможность всем увидеть, как их ожидания воспринимаются и осуществляются».

Так началась работа по моральному упорядочению политической жизни и даже перевоспитанию политической элиты. Для начала Комитет сформулировал семь принципов государственной работы чиновников: (своеобразный Кодекс поведения — Code of Conduct):

1. Нестяжательство (selflessness) — служение только общественным интересам, отказ от каких-либо действий с целью достижения материальных финансовых выгод для себя, своей семьи и друзей;

2. Неподкупность (integrity) — недопущение какой-либо финансовой или иной зависимости от внешних лиц или организаций, могущих повлиять на исполнение официального долга;

3. Объективность (objectivity) — непредвзятое решение всех вопросов;

4. Подотчетность (accountability) — ответственность за принятые действия перед обществом и предоставление полной информации в случае необходимости публичной проверки (scrunity);

5. Открытость (openness) — максимальная информация общества о всех решениях и действиях, их обоснованности; сокращение информации допустимо в случае необходимости соблюдения высших общественных интересов;

6. Честность (honesty) — обязательное сообщение о своих частных интересах, связанных с общественными обязанностями, принятие всех мер для разрешения возможных конфликтов в пользу общественных интересов;

7. Лидерство (leadership) — соблюдение принципов лидерства и личного примера в исполнении стандартов общественной жизни.

Перечисленные требования выглядят весьма простыми и даже банальными, но в Англии, в отличие от многих других стран, в том числе, к сожалению, и России, эти принципы не просто декларируются, но настойчиво проводятся в жизнь. Комитет регулярно проводит свои заседания, изучает огромное количество письменных обращений граждан, вносит предложения в правительство и парламент, выслушивает свидетелей, публикует материалы и т.д. Конечно, вся эта суета вряд ли способна изменить ситуацию к лучшему, но уважаемый в обществе Комитет по стандартам государственной службы безусловно оказывает благотворное воздействие на повышение политической культуры и ответственности руководящих кадров, для формирования должного морального климата в обществе. Любопытно, что Комитет настоял на сохранении за парламентариями права на получение вознаграждения за какую-либо деятельность, не связанную с работой Парламента. Аргументом служил довод, что «Палата общин будет осуществлять свою функцию менее эффективно, если все ее члены станут все силы и время посвящать только профессиональной политике». Здесь акцент сделан на словах «все ее члены» и «все время». Иначе говоря, вовсе не обязательно иметь в парламенте только профессиональных политиков или лишать права заниматься бизнесом, преподаванием, наукой или иной оплачиваемой работой. Единственным условием является обязательное и честное публичное признание в наличии таких внепарламентских интересов.

Парламентский комиссар по стандартам, пост которого предложил учредить Комитет, обязан следить за составлением специального Регистра (внепарламентских) интересов членов Палаты общин, изучать случаи нарушения стандартов, причем его заключения должны публиковаться. Он может инициировать специальные слушания в Подкомитете по привилегиям, если посчитает это нужным,

Комитет предложил также создать Кодекс поведения для министров и высших чиновников. Все нарушения должны быть проанализированы Премьер-министром, но от случая к случаю с его согласия могут быть проведены специальные расследования и «партийные обсуждения». Были вынесены также предложения по поводу регистрации общей суммы дохода, регулярном информировании об изменениях в своей деятельности, независимой проверке, организации этического образования парламентариев и госслужащих, правил их найма и увольнения, использования консультантов, лоббистской деятельности и др.

Стандарты общественной (государственной) жизни, если оценить их в целом, — это новая и интересная инициатива. В принципе общество и политическая элита восприняли ее положительно, стремясь не только выглядеть добропорядочно, но и способствовать росту культуры государственной службы, повышению авторитета правительства и парламента в глазах граждан.

В какой мере этот эксперимент по моральному воспитанию политической элиты окажется удачным, сказать трудно, но сама инициатива представляется интересной и символической.

Хотелось бы надеяться, что подобного рода шаги предпримут и наши государственные деятели в центре и на местах, ибо общий уровень нашей политической культуры оставляет желать лучшего.

Борис Иосифович КОВАЛЬ — доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН, академик-секретарь Отделения социальной и политической безопасности РАЕН, председатель Научного совета по исследованию современных цивилизационных процессов РАН (Отделение международных отношений)

 

 

 
Rambler's Top100