Титульная страница
ISO 9000 ISO 14000
GMP Consulting
 

«Для широких масс населения...»

Интервью
с генеральным директором
ЗАО «Мэзопласт»
Александром
Сергеевичем
ТАТЬЯНИНЫМ

– На протяжении десятилетий отечественная парфюмерная промышленность ассоциировалась почти исключительно с московской фабрикой «Свобода», ленинградской «Северное сияние», ну и иногда с свердловской «Уральские самоцветы». И вдруг – множество совершенно новых фирм: «Линда», «Гармония плюс», «Флоресан», «Мэзопласт»... Откуда такой интерес российских предпринимателей к парфюмерной отрасли, а главное – уверенность в том, что продукция как новых, так и старых предприятий будет пользоваться спросом и приносить прибыль?

– Вы, наверное, обратили внимание, что в названии нашей фирмы нет ничего «парфюмерного». Действительно, она возникла в 1988 г. как фабрика полимерной упаковки для изделий косметической отрасли. Но освоившись в этой отрасли мы увидели, что рынок такой продукции буквально необозрим и чрезвычайно перспективен. Поэтому взяли крупный кредит в банке, пошли на большие дополнительные затраты и уже в следующем, 1989 г. приступили к выпуску шампуней и других товаров хозяйственно-бытового назначения, в основном – моющих средств.

Производство с первого дня было крупномасштабным: в том году мы выпустили 2 тыс. т шампуней (пяти видов) и 500 т других товаров (трех видов). Сейчас годовая мощность предприятия достигла 4,5 тыс. т шампуней
(15 видов) и 1,5 тыс. т других товаров (12 видов). Кроме того, химиками предприятия разработаны и выпускаются сравнительно «малыми сериями» различные бальзамы, косметика для женщин и детей. Всего ассортимент предприятия достигает пятидесяти наименований.

Годовой объем производства в
1998 г. превысил 72 млн р. Это неплохо для предприятия, на котором работает менее 350 человек.

– Статистика свидетельствует, что большинство российских покупателей предпочитает вашу продукцию продукции других фирм. Чем объясняете столь определенно выраженные потребительские симпатии?

– Утверждать, что наша продукция по качеству существенно лучше изделий других фирм, я не стал бы. Ее специфика такова, что все основные параметры строго задаются стандартами и техническими условиями. Иначе и быть не может, ведь использование нашей продукции прочно связано со здоровьем людей. Тут недопустимы какие-либо «эксперименты», попытки сделать что-то иное, чем предусмотрено государственными стандартами. Но вот эти самые стандарты и ТУ мы, возможно, соблюдаем точнее остальных. Оттого и к качеству наших изделий фактически нет претензий – во всяком случае, я такого не помню. А вот писем с благодарностями приходит довольно много.

В последние годы мы весьма успешно участвуем в Программе-конкурсе «100 лучших товаров России», завоевывали золотые и серебряные дипломы. Как известно, в числе обязательных условий участия в таких конкурсах – наличие сертификатов соответствия и гигиенических заключений, отсутствие замечаний со стороны органов государственного надзора за соблюдением стандартов, правильно оформленная и красочная упаковка, отсутствие рекламаций от потребителей, устойчивый спрос на рынке и как можно более обширная география продаж (а она у нас – практически все субъекты Федерации, а также Республика Беларусь).

Все эти требования мы безупречно выполняем – отсюда и результат: по итогам конкурса 1998 г. дипломами лауреата и золотыми знаками отмечены шампуни серии «Флора» и детские шампуни «Капелька», серебряными – бальзамы серии «Флора» и средство для мытья посуды «Истра-Люкс». В 1999 г. диплом лауреата и золотой знак присужден серии чистящих средств для дома «Истра».

Участвуем мы и в других конкурсах. По итогам конкурса «Интершарм-99», проводимого Российской парфюмерно-косметической ассоциацией (РПКА), в номинации «Товары по уходу за детьми» детский крем «Капелька» завоевал золотой диплом. По рейтингу газеты «Известия», средство для мытья посуды «Истра-Люкс» вошло в двадцатку лучших аналогичных товаров на российском рынке.

– Что вы можете сказать о «технологии» обеспечения высокого качества изделий?

– Мы не только не «изобретаем велосипеды», а, напротив, стремимся «выжать» все из старых, но хорошо зарекомендовавших себя технологий. Применяем в цехах изрядно позабытую, но отнюдь не исчерпавшую себя систему сдачи продукции на каждом производственном переделе с первого предъявления.

На предприятии еще не внедрены в полном объеме МС ИСО серии 9000. Но наши работники, прежде всего сотрудники службы качества, хорошо с ними знакомы и руководствуются их основными положениями. Это – внедрение и безупречное следование стандартам; хорошо организованный входной контроль сырья и материалов; надежный контроль за строгим соблюдением всех технологических операций, абсолютно полное метрологическое обеспечение, постоянное обучение кадров прогрессивным приемам труда. С учетом специфики производства требования МС ИСО серии 9000 дополняются еще постоянным поддержанием санитарного состояния помещений в точном соответствии с требованиями Санэпиднадзора.

Применяемые у нас стандартные методики контроля, как правило, аттестуются в соответствующих органах. Это необходимо и для выхода на внешние рынки, а такие перспективы просматриваются.

Добавлю, что отдельные сбои по части качества у нас все же бывают, но они ни в коем случае не доходят до потребителя. Мы тщательно изучаем причины сбоев, проводим статистический анализ, на основе которого принимаем решения о совершенствовании тех или иных технологических операций.

– Нет ли противоречия в вашем стремлении выпускать продукцию очень высокого качества с ориентацией прежде всего на массового потребителя? Ведь на мировом рынке цена на высококачественные косметические товары чрезвычайно высока, и они ориентированы преимущественно на весьма состоятельных покупателей.

– Нет, никакого противоречия нет. Рискну предположить, что для большинства наших товаров мы нашли оптимальное соотношение «цена – качество». Иначе говоря, заплатив сравнительно небольшую цену, наш покупатель получает гарантированный по качеству продукт.

Конечно, можно пойти в дорогой бутик и купить флакон французского шампуня по цене в 10, 20, а то и в 50 раз дороже, чем наша «Флора». Но, уверяю вас, выигрыш в качестве будет отнюдь не 50-кратным. Скорее всего, рядовой потребитель вообще не заметит какого-либо преимущества. Дорогие парфюмерные изделия – приобретения для снобов, которые в своем кругу, возможно, и отличают по маркам и названиям изделия особо высокого класса.

Наш же покупатель совершенно иной: покупая тот же шампунь, он обращает внимание прежде всего на его утилитарные качества. А с этих позиций мы можем предоставить ему довольно большой выбор.

– Какой именно?

– Ну, скажем, шампунь с натуральным экстрактом корня лопуха ускоряет рост волос, придает прическе пышность и блеск. Шампунь с экстрактом женьшеня благотворно влияет на кожу головы и предотвращает раннее выпадение волос. Шампунь «Календула» решает проблему перхоти и улучшает кровообращение кожи. «Зверобой» обладает противовоспалительным свойством, его целесообразно применять после операций или после ушибов или ранений. Любой человек, изучив каталог или рекламный буклет нашей фирмы, легко подберет для себя шампунь нужного качества и нужных свойств.

– Чтобы выпускать изделия столь разнообразные по свойствам, наверное, надо обладать многими профессиональными секретами? Поделитесь хотя бы некоторыми.

– Где же вы видели парфюмеров, охотно раскрывающих свои секреты? Скажу только, что, в отличие от многих других парфюмерных фирм, мы не пренебрегаем опытом и традициями народной медицины. Широко используем в формулах шампуней, гелей, бальзамов натуральные продукты животного и растительного происхождения, как правило, изготовленные отечественными производителями из природного сырья нашей климатической зоны. Это позволяет выпускать мягкую, не раздражающую кожу, экологически чистую продукцию, в принципе ничем не уступающую таким же изделиям лучших мировых производителей и в то же время доступную для рядового покупателя.

Впрочем, проблем у нас, как и у других российских фирм, находящихся в жестких условиях современного рынка, хватает. Важнейшая среди них – недостаточно привлекательная упаковка, которая пока хуже, чем у аналогичных импортных товаров и не отражает качества содержимого. Впрочем, эту проблему мы в настоящее время решаем.

– Как сказался на деятельности фирмы августовский кризис 1998 г.?

– Исключительно положительно. Импортные шампуни подорожали в несколько раз, и российский покупатель повернулся лицом к отечественным косметическим товарам. Объемы производства и продаж продукции «Мэзопласта» выросли на четверть. Хотя цены на некоторые изделия и нам пришлось поднять, ведь часть используемого сырья нам приходится закупать за границей: отечественные заводы либо сокращают производство некоторых химических ингредиентов, либо предлагают сырье очень низкого качества.

– Раз уж мы снова заговорили о качестве, хочу спросить вас о планах фирмы на этот счет. А также – ожидается ли появление на рынке новых товаров с маркой вашего предприятия?

– У нас только что вступила в строй новая, прекрасно оснащенная заводская лаборатория, которая поможет нам разрабатывать и осваивать новые, более сложные виды косметической продукции. Что касается новинок, то в наступившем году «Мэзопласт» будет радовать не только женщин, но и мужчин: подготовлена к выпуску новая серия парфюмерной продукции, предназначенная специально для них.

Думаю, они этого достойны.

Беседовал
Борис НОГИН

Снимки, опубликованные здесь и на с. 90 и 91, сделаны в цехах предприятия Юрием КРАВЧЕНКО

Московское предприятие теснит на российском рынке прославленных мировых лидеров по производству косметики и моющих средств

 

 
Rambler's Top100